понедельник, 4 февраля 2013 г.

Поэтами славится Бабаево

В фонде Вологодской областной юношеской библиотеки им. В.Ф. Тендрякова появились три замечательных сборника стихов. 
Это подарок Бабаевский центральной межпоселенческой библиотеки, за него говорим мы коллегам: "Большое спасибо!"
Разрешите представить их вашему вниманию.
Автор сборника - Николай Иванович Матвеев. В книгу вошли стихи, написанные в разные годы жизни. 




АВТОБИОГРАФИИ

Родился 16 октября 1927 года в деревушке, прильнувшей к большаку на 34-м километре от Бабаева. В деревеньке не большой и не маленькой — в 40 дворов. Сейчас от нее не осталось ни кола, ни двора. Из деревенского детства ярко помнится Пасха с распевом тальянок, с разноцветьем крашеных яиц.
Вижу мать, плачущую у окна:
Хлеб увозят...
По улице тянется красный обоз. Вижу отца:
Что ж, ты, глупая. Ведь и до колхоза налог платили...
Эстолько много разом..
А собери-ка со всех дворов! Еще больше будет. Помню соседа дядьку Павла, сразившего меня однажды:
Ну, Колыыа, отвыкай отца тятькой звать Навеличивай папой.
Скажешь. Папа-хлеб, а не тятя...
В Бабаево мы переехали в 1932 году. В городке жизнь, в сравнении с деревенской, поначалу не задалась. Мать — домохозяйка, отец, после курсов, — бухгалтер. Но карточки. Их отменят только в 35 году, когда я уже пойду в школу.
Скудновато жилось, но весело. Из ребятни с нашей и соседних улиц у нас подобралась дружная ватажка. Летом игры в лапту, рюхи-городки, «попа-загоняло», в «чижа», свайку. Зимой лыжи, коньки. Каких только не было их, коньков: «снегурочки», «нурмес», «английский спорт», «дутыши-канадки». У каждого пацана — по достатку, дешевле и подороже. Река в ту пору вставала рано и разом, без шуги. Каток — на километры.
А летом, устав от игр и посинев от купанья, все чаще и чаще мы стали уединяться на заветной полянке с книжками. Читали поочередно только что появлявшиеся изумлявшие нас вещи А. Гайдара, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Л. Кассиля. Эти чтения, эти бдения сослужили мне хорошую службу.
В 1939 году не стало отца. И я после младших сестренки и братишки оказался большаком в семье.На наши с матерью плечи легли заготовка дров, сена для козы, а потом и для коровы, посадка и уборка картошки и овощей.
А тут и война. Учебу я не бросил. Но учиться стало труднее. Школы в городе заняли под госпитали. И наша первая разместилась в кабинетах райисполкома и райкома партии. Занятия в три смены, старшеклассники, разумеется, — в третью. У меня, до войны пятерочника, исключая русский письменный, запромелькивали тройки. Читал много, запоем. Из-за хорошей книжки пропускал и уроки. Фенимор Купер, Майн Рид, Марк Твен, Эдгар По, Виктор Гюго и Вальтер Скотт, Жюль Берн и Рабле, Сервантес. Классики иностранные, классики наши российские.
1943 год. Приписка в армию. Но после разгрома немцев на Курской дуге нам дали отсрочку для окончания школы. В том году наш литератор, директор школы Надежда Александровна поручила мне выпускать стенную литературную газету «Калейдоскоп». Подобрались ребята художники, нашлись авторы. Читательная получилась газета. В ней, кроме стихов, увидали свет мои поэмки «Александр Матросов» и «Таня» о Зое Космодемьянской.
Школу окончил в победном 45 году. А в 47 поступил в Карелофинский Государственный университет имени Горького. Тогда Горького.
Студенчество, известно, — незабываемая пора. Но... Но...Но. Выпустили мы, «первоклашки», стенную газету, вроде моего школьного «Калейдоскопа». Пригласил декан.
- Николай — говорит — тебе бы в Московский литературный...
А я уж и сам подумывал, что «шел в комнату» — попал в другую. После первого курса оставил я университет.
Год проработал в Ленинграде и вернулся домой. Был инструкто-ром-бухгалтером в райсельхозотделе, бухгалтером в химлесхозе. И вот перешел в редакцию районки.
Печатался в ней. И однажды встретился с корреспондентом областного «Красного Севера» Николаем Николаевичем Задумкиным. Взял он у меня с десяток стихов для детей.
— Покажу Сергею Викулову, — сказал.
Приходит письмо от С. В. Викулова. «Передал твои стихи в «Сталинскую молодежь» (так тогда назывался «Вологодский комсомолец»). «Пиши и посылай еще».

В «Сталинской молодежи» появилась подборка моих стишат. Послал еще подборку. Так и состоялась моя первая «Книжка-малышка», которая вышла в свет в 1958 году.
А в Вологде уже оформилось Вологодское отделение Союза писателей СССР. Стараниями Сергея Викулова, при поддержке Александра Яшина и Сергея Орлова. В составе его: Сергей Викулов, Виктор Гура, Александр Романов, Ольга Фокина, В. Малков, Иван Полуянов, Аркадий Сухарев и др. Готовится альманах «Литературная Вологда». Для подготовки молодых или начинающих намечается семинар. Участником первого, или одного из первых, был и я с книжкой «Вкусное поле», которая вскоре и вышла из печати.
Потом был еще семинар. Уже в Ярославле, который проводил Я. В. Смеляков с Н. Старшиновым. Ездили мы во главе с Н. Н. Задумкиным. 12 или 16 человек. В. Белов, А. Романов, Н. Угловский, И. Тихонов и др. Там в секции Георгия Ладонщикова я защищал «Лапки-царапки». И она получила «добро» и вскоре «вышла в люди».
Между тем подборки моих детских стихов печатались в областных альманахах: «Литературная Вологда», «На родных просторах». Издательство в Вологде прикрыли и передали его Архангельску. Там, в Северо-Западном книжном издательстве стал штатным автором. Печатался в трех или четырех «Родничках». Там же были опубликованы, изданы книжки «Черепашка», «На завалинке», «Твои друзья от А до Я». Последняя в 1989 году.

От составителей
Позднее публиковался в сборниках: Армеева В. И., Армеева И. А. Доброе слово. — Вологда, 2000; Вдалеке от столичного шума. — Бабаево, 2003; Бабаево, Бабаево, зеленый городок.. — Бабаеве, 2006; Я в состоянии стиха. — Бабаево, 2008; Вологодские поэты — детям. — Череповец, 2011; Над Колпью рекою... — Бабаево, 2012.
Издавался: Матвеев Н. Я родился после Покрова... — Бабаево, 1997; Матвеев Н. Избранное: стихи для детей. — Вологда: ВОДБ, 2002; Матвеев Н. Ода на времена года. — Бабаево, 2006.

Умер поэт 30 мая 2009 года в г. Бабаево.

Со стихами Николая Матвеева можно познакомиться теперь и в нашей библиотеке. 
А мне понравилось одно из них:

Крапива

Крапива, крапива.
Буйна и красива —
Считают тебя сорняком
За то, что ты жжешь всех
Жестоко, ревниво
Шершавым колючим листом.
Тебя вырывают —
Ты снова красива
И снова слывешь сорняком.
Крапива, крапива,
Твой норов строптивый
Был в детстве мне очень знаком.



Следующий сборник - "Над Колпью рекою...". Он включает в себя победителей и участников 2-го городского поэтического конкурса "Мы любим наш город..."

Сборник "Вселенная в душе" знакомит нас с творчеством членов литературно-творческого объединения "Родники". 

31 мая 2011 года литературно-творческому объединению «Родники» г.Бабаево исполнилось 5 лет. ЛиТО «Родники» появилось при Бабаевской центральной библиотеке 31 мая 2006 года. Оно объединяет самодеятельных авторов - поэтов, композиторов, художников. Одна из главных задач объединения - популяризация творчества местных авторов. Через «Родники» узнали горожане имена талантливых земляков: композиторов Александра Проничева и Василия Затейщикова, Бориса Лелюка, Галины Смеловой, Александра Быстрова, поэтов Вилиора Иванова, Павла Груничева, Леонида Погонщикова, Наталии Раменской...
Каждый год на литературном небосклоне бабаевской земли появляются новые имена.
Хотите с ними подробно познакомиться - приходите в Вологодскую областную юношескую библиотеку им. В.Ф. Тендрякова!



Комментариев нет:

Отправить комментарий